ICCAT

Промысел тунцов и сопутствующих рыб является одним из самых распространённых и высокорентабельных видов океанического промысла, ведётся во всех океанах, круглогодично. 
Промысел активно регулируется международными конвенционными организациями.
 

Режим рыболовства в Мировом океане определяется международными конвенциями и соглашениями, в основе которых лежит требование обеспечения рационального промысла и охраны живых ресурсов моря.

В соответствии с требованиями этих конвенций и соглашений создаются региональные организации по рыболовству, которые объединяют усилия по изучению и оценке состояния запасов тех или иных видов рыб в отдельных районах и вырабатывают рекомендации о мерах рационального ведения промысла и сохранения ресурсов, в том числе в отношении допустимого уровня уловов на каждый год (поскольку природные факторы и условия промысла живых ресурсов подвержены изменениям).

Конвенции по регулированию рыболовства имеют определенный пространственный предел своего действия, распространяясь на отдельные районы Мирового океана (конвенционные районы).

 Конвенционному району присущ ряд признаков:

·          наличие группы государств - участников конвенции, заинтересованных в ведении промысла в этом районе;

·          установление обязательных для всех государств - участников конвенционных правил рыболовства;

·          применение постоянной схемы международного контроля за промысловыми судами в конвенционном районе.

В соответствии с условиями международных конвенций создаются региональные организации по рыболовству, на которые возлагается:

·          выработка рекомендаций в отношении мер регулирования рыболовства в открытых частях Мирового океана;

·          предоставление, по просьбе прибрежных государств, консультаций в отношении мер регулирования рыболовства в зонах их национальной юрисдикции;

            -   координация научных исследований, изучение воздействия промысла и других факторов на состояние живых ресурсов.
Международные Региональные Тунцеловные Управляющие Организации (TRFMO) и меры регулирования тунцового промысла:

i. The International Commission for the Conservation of Atlantic Tunas (ICCAT) -Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов (http://www.iccat.int).

ii. The Indian Ocean Tuna Commission (IOTC) - Комиссия по тунцам Индийского океана (http://www.iotc.org)

iii. The Western and Central Pacific Fisheries Commission (WCPFC) - Рыболовная комиссия Центральной и Западной части Тихого океана (http://www.wcpfc.int)

iv. The Inter-American Tropical Tuna Commission (IATTC) - Межамериканская комиссия по тропическим тунцам в Восточной части Тихого океана. (http://www.iattc.org)

v. The Commission for the Conservation of Southern Bluefin Tuna (CCSBT) - Комиссия по сохранению южного голубого тунца (http://www.ccsbt.org)

icat.jpg
Рисунок  1. Конвенционная зона ICCAT

a. The International Commission for the Conservation of Atlantic Tunas (ICCAT) - Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов.

Международная межправительственная организация, образованная в соответствии с нормами международного права в 1966 году по инициативе США, Японии, ЮАР, Франции. Конвенция об образовании Комиссии была подписана 14.05.1966 г. в Рио-де-Жанейро уполномоченными представителями стран. После процесса ратификации Соглашение вступило в силу в 1969 г. Комиссия создана с целью поддержания запасов атлантических тунцов на уровне максимального устойчивого улова. Комиссия является единственной международной аккредитованной организацией, под юрисдикцией которой находятся тунцы и сопутствующие им разновидности ВБР в области конвенционного соглашения в Атлантическом океане. 

К Комиссии может присоединиться любое государство, которое является членом Организации Объединенных Наций (ООН) или любого специализированного агентства ООН. В настоящее время полноправными членами ICCAT являются 48 стран в статусе  договаривающихся сторон, а также 4 страны, имеющие статус Сотрудничающей Недоговаривающейся Стороны.

Все резолюции и рекомендации, принимаются на ежегодных сессиях большинством голосов. Право голоса имеют только страны - полноправные участницы Конвенции (Договаривающиеся стороны). Каждая страна имеет только один голос.

Россия, как правопреемник СССР, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию в январе 1977 году, являлся полноправным членом ICCAT. Организация, контролирующая выполнение обязательств Конвенции всеми компаниями и организациями, осуществляющими промысловые операции под флагом Российской Федерации в конвенционной зоне ICCAT  - Федеральное агентство по рыболовству.

ICCAT активно регулирует и координирует все вопросы, связанные с промыслом и сохранением тунцов в Атлантическом океане, в т.ч.:

-    осуществляет мероприятия по регулированию и управлению промысловыми мощностями в конвенционном районе, соблюдению требований Кодекса ведения ответственного рыболовства. 

-    устанавливает квоты на вылов тунцов и сопутствующих видов в Атлантическом океане и Средиземном море;

-    устанавливает правила и способы ведения промысла, в т.ч. требования по оснащению промысловых судов средствами технического контроля;

-    регулирует вылов рыбы по районам промысла и времени года, в т.ч. вводит запреты и ограничения на ведение промысла в воспроизводственных районах;

-    осуществляет контроль за продвижением добытых тунцов на рынке, начиная от вылова до продажи и поставки на перерабатывающие предприятия;

-    осуществляет круглогодичный мониторинг и сбор научной информации о численности тунца и сопутствующих рыб в конвенционной зоне, определяет величину максимально устойчивого вылова по каждому виду в течение года;

-    ведет реестры промысловых и грузовых судов, осуществляющих промысел тунцов и грузовые операции в конвенционной зоне, а также реестр судов, замеченных в незаконном, несообщаемом и неконтролируемом промысле (IUU);

-    осуществляет сбор информации о вылове тунцов в конвенционной зоне на основании рейсовых отчетов капитанов промысловых судов, отчетов портовых инспекторов и судовых наблюдателей ICCAT;

-    осуществляет и руководит борьбой с незаконным, неконтролируемым и несообщаемым промыслом;

-    вводит торговые и другие санкции к нарушителям правил ведения промысла, вплоть до запрета промысла и исключения стран-нарушительниц из членов ICCAT.


i. Меры регулирования промысла тропических тунцов в Атлантическом океане;

Согласно правилам регулирования промысла тунцов и сопутствующих видов рыб, установленных решениями и резолюциями ICCAT, в конвенционной зоне действуют международные правила организации и ведения рыболовства, превалирующие над правилами ведения рыболовства, установленными национальными законодательствами стран - участниц конвенции.

Согласно этим правилам, в конвенционной зоне ICCAT установлены, в том числе, следующие ограничения рыболовства:

1.        Квотирование вылова видов тунцов, запасы которых находятся в напряженном состоянии или состоянии перелова:

-      К таким видам относятся  - синий, большеглазый и длинноперый  тунцы.

2.        Установление ограничения величины промыслового усилия для - желтоперого и полосатого тунцов т.е. по количеству тунцеловных судов, одновременно ведущих промысел этого вида.

  1. Порядок установления и распределения квот в конвенционной зоне ICCAT.

-            Определение Научным Комитетом ICCAT величины максимального устойчивого улова (MSY);

-            Величина максимального устойчивого улова (MSY) разделяется на квоты стран-участников промысла на основании принятых в ICCAT ключей распределения и порядка принятия решений.

-            Квоты на промысел желтоперого и полосатого тунцов установлены на основании принципа ограничения промыслового усилия для стран-участников конвенции, т.е. количеству судов каждой страны, одновременно ведущих промысел. Решение об установлении предельно допустимого уровня количества судов, ведущих промысел тропических тунцов в конвенционной зоне ICCAT (промысловое усилие), было принято в 31.05.1993 г. резолюцией ICCAT № 93-04.

Согласно международному законодательству понятие промысловое усилие подразумевает общее количество промысловых судов, несущих флаг страны, имеющих лицензию на промысел ВБР и осуществляющих промысел определенное количество промысловых дней в календарный год. При этом, промысловое усилие зависит от таких параметров, как мощность главного двигателя судна (кВт), общий тоннаж судна, типы промыслового оборудования, установленного на судне. Для группы судов промысловое усилие означает сумму промысловых усилий каждого судна в группе.      

Основным способом управления таким видом квот как промысловое усилие, является выдача страной флага, в пределах установленного для страны квоты по промысловому усилию, специальных лицензий (разрешений) промысловым судам, которые уполномочены вести данный вид промысла. Такой же порядок управления промысловым усилием действует в конвенционной зоне ICCAT (установлен рекомендацией ICCAT № 03-12 GEN, принятой 28.05.2003 г.).

Характерная особенность квотирования промысла тропических тунцов в конвенционной зоне ICCAT заключается в том, что в отличие от европейского законодательства о рыболовстве, квоты по промысловому усилию, действующие в зоне ICCAT, не ограничены техническими характеристиками промысловых судов - мощностью главного двигателя, общим тоннажом судна, объёмом рыбных трюмов, мощностью морозильной установки и пр. Основным ограничивающим индикатором для тунцеловных сейнеров являются характеристики кошелькового невода, а также ограничения по использованию концентрирующих плавающих устройств для рыбы (fish aggregating devices - FAD).

В настоящее время для России установлены следующие виды ежегодных квот на промысел тропических тунцов в конвенционной зоне ICCAT:

1.             Квота на добычу желтоперого (yellowfin tuna), полосатого (skipjack tuna) тунцов. Вид ограничения - по промысловому усилию. Согласно резолюции ICCAT № 93-04 Россия может вывести на промысел 9 тунцеловных сейнеров, без ограничения по грузовместимости;

2.             квота на добычу большеглазого тунца (bigeye tuna) - 2100 тонн. Установлены комбинированные ограничения:

-  по промысловому усилию - резолюция № 11-01 (на уровне количества судов, осуществлявших промысел большеглазого тунца в 2005 г.);

         - по объемному показателю (рез. № 11-01), согласно которым общий допустимый объем вылова большеглазого тунца распределяется между основными добывающими странами, для остальных стран - участниц конвенции устанавливается предельный объем добычи - 2,1 тыс. тонн большеглазого тунца. Т.о., объём вылова большеглазого тунца российскими сейнерами не должен превышать 2100 тонн в год.
Тексты резолюций и рекомендаций ICCAT см. здесь  http://www.iccat.int/en/RecsRegs.asp
       Анализ промысловой деятельности в зоне ответственности ICCAT позволяет сделать вывод, что как и в других океанах, промысел  тропических тунцов в Атлантике осуществляется двумя основными способами

*             на свободно мигрирующие косяки тунцов (free schools catch);

*             с использованием концентрирующих устройств - «плавов», оборудованных радио и спутниковыми буями.

Но в отличии от Индийского и Тихого океанов, где основной объём вылова тропических тунцов добывается с использованием «плавов» - (FAD - fish aggregating device), в Атлантическом океане этими двумя методами вылавливается примерно равное количество тунцов.

вылов тр. тунцов в АО.jpg


ii. Актуальные вопросы деятельности ICCAT.